[ 07.10.2024 ]
РЕЗОЛЮЦИЯ
XVI Cъезда мукомолов России
г. Москва
27 сентября 2024г.
Заслушав и обсудив доклад Президента Союза И.Н. Свириденко, а также выступления делегатов, участники Съезда отмечают, что предприятия отрасли в 2023-2024 г.г. столкнулись с новыми проблемами и вызовами, связанными с расширяющимся и усиливающимся санкционным давлением, которое оказывает негативное воздействие на экономические условия в стране в целом ив том числе, на мукомольно-крупяную отрасль.
Тем не менее, предприятия отрасли успешно решают основную задачу: обеспечение бесперебойной поставки населению страны безопасной и качественной мукомольно-крупяной продукции в необходимых объемах и по доступным ценам.
Как и ранее, в Российской Федерации хлебопродукты практически полностью производятся российскими предприятиями из отечественного сырья. Мука и крупы, производимые предприятиями отрасли, а также вырабатываемые из муки хлеб, хлебобулочные, макаронные и мучнистые кондитерские изделия, являются одной из главных составляющих продовольственной безопасности страны и основой питания широких слоев населения. До 30% энергетической ценности ежедневного рациона население получает через хлебобулочные и прочие мучные изделия.
Индустриальные предприятия отрасли на протяжении рассматриваемого периода показывают высокую эффективность использования производственных мощностей, современного оборудования, энергоресурсов, новейших технологий, рациональное использование сырья, за счет чего добиваются высоких производственных показателей и качества выпускаемой продукции.
Съезд рассмотрел вопросы текущего состояния и перспектив развития отрасли, модернизации предприятий в современных условиях, направления улучшения финансово-хозяйственной деятельности, анализа развития рынков зерна, муки и крупы для обеспечения продовольственной безопасности страны, а также расширения экспортного потенциала отрасли, научно-технических отраслевых разработок, импортозамещения оборудования предприятиями отраслевого машиностроения в условиях санкций, актуальные вопросы технического регулирования в сфере контроля качества и безопасности зерна, муки и крупы.
Участники Съезда высоко оценили поддержку отрасли со стороны органов государственного управления: Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, Аграрного комитета Государственной Думы, Минсельхоза и Минпромторга РФ. Без выделения предприятиям отрасли субсидированных кредитов на пополнение оборотных средств и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов невозможно решение задачи стабилизации цен на мукомольно-крупяную продукцию, а также расширение экспорта. Это особенно актуально в текущем году, в связи с более низким по сравнению с предыдущими двумя годами урожаем.
Проводимые в рамках Съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы» и конкурс «Лучшая мельница России» позволяют определить лидеров среди производственных предприятий отрасли, а также лучшую выпускаемую ими продукцию. Этому во многом способствует прохождение всеми участниками смотра качества продукции и конкурса сертификации на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.
Важным мероприятиям стало обсуждение изменений в основополагающие стандарты, определяющие качество выпускаемой предприятиями продукции.
Активизировалась работа по усилению взаимодействия Союза со смежниками в странах, оказывающих экономическую поддержку РФ, прежде всего, из Турции и Китая. Это оказывает помощь в развитии отечественного мукомолья, лишенного возможности сотрудничества с традиционными партнерами из стран ЕС.
Вместе с тем Съезд отмечает:
1. Обеспечение мукомольных предприятий ценной и сильной, а также твердой пшеницей не в полной мере отвечает потребностям отрасли. Пшеницы 1 класса в стране по-прежнему производится всего десятые доли процента. Объемы производства 2 класса также незначительны, что не позволяет в значительных объемах использовать имеющиеся избыточные объемы пшеницы 4 класса для формирования помольных партий зерна. Урожай пшеницы 3 класса достаточен лишь с учетом того, что значительная часть муки выпускается с использованием пшеницы 4 класса. Однако, заняв лидирующие позиции в мире по объемам производства и экспорта пшеницы, Россия должна стремиться стать таким же лидером и по качеству зерна.
2. В Российской Федерации на протяжении длительного периода происходит сокращение объемов производства ржи и ржаной муки. Возникает угроза утраты ржаного мукомолья, так как во всех звеньях цепи - растениеводы-мукомолы-хлебопеки-потребители нет ярко выраженной заинтересованности в сохранении традиций потребления ржаного хлеба.
3. По-прежнему в стране, в отличие от других стран ЕврАзЭС не принимается государственная программа по витаминизации муки, что приводит к недополучению населением необходимых витаминов и микроэлементов. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утвержденным приказом Минздрава РФ от 19 августа 2016 года № 614, в соответствии с которыми объём потребления муки пшеничной, обогащенной микронутриентами, должен составлять 30 - 40 кг в год на человека.
Кроме того, это влияет на развитие экспортного рынка муки, так как многие потенциальные потребители отказываются от закупок невитаминизированной муки.
4. В РФ отсутствует государственная программа модернизации и перевооружения мукомольно-крупяной отрасли. И это при том, что предыдущая модернизация была проведена в 70-80 - х годах прошлого века, т.е. почти 50 лет назад. Без серьезных вложений в это направление мы не только не сможем решить вопросы импортозамещения, но и утратим технические и технологические возможности для успешной работы отрасли. Отмечаются затруднения с приобретением оборудования, запасных частей, комплектующих, программного обеспечения не только у стран ЕС, но и у государств, не присоединившихся к санкционному давлению, но соблюдающих их требования во избежание вторичных санкций.
4. Предприятия отрасли располагают производственными мощностями для поставок мукомольно-крупяной продукции на экспорт в объёме 3-4 млн тонн в год, однако из-за отсутствия государственной поддержки, сопоставимой с поддержкой экспорта муки в Турции, экспорт наращивается не столь высокими темпами, Даже в условиях ограничения экспорта зерна мука не стала полноценной заменой экспортным потокам. Общий объем экспорта в физическом выражении вырос 1150 тыс тн . Отрадно, что Минсельхоз уделяет этой проблеме более значительное внимание, чем ранее. Однако финансовой поддержки экспорта муки пока нет.
5. Внедрение в действие ФГАИС «Зерно» носит ограниченный характер, так как мука, по непонятным причинам ,выведена из отчетности основных ее потребителей - хлебопеков. Вследствие этого по-прежнему данные в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции вызывают сомнение в их корректности. Это не позволяет разработать достоверные балансы зерна и продуктов его переработки, что, в свою очередь, не позволяет принимать правильные управленческие решения, по разработке объективной Стратегии развития отечественного мукомолья, так как данная работа построена на изначально неверных исходных сведениях.
6. Нарастают отмечавшиеся еще на прошлом съезде проблемы с кадровым обеспечением как инженерно-технического, так и производственного персонала. Необходимо активизировать подготовку работников мукомолья, непосредственно связанных с процессом производства: начальников мельниц, крупчатников, технологов, руководителей лабораторий, наладчиков аппаратуры КИП.
В целях устранения негативных тенденций в отрасли Съезд:
1. поручает Союзу
1.1. Довести до федеральных законодательных и исполнительных органов власти озабоченность мукомольного сообщества по всем указанным выше вопросам и просить принять конкретные решения для исправления сложившейся ситуации в мукомолье, что позволит без дополнительных бюджетных затрат значительно улучшить обеспечение россиян высококачественными безопасными хлебопродуктами.
1.2. В целях повышения качества муки, хлеба и хлебобулочных изделий, снижения административного давления на ценообразование на хлебопродукты, создания условий по формированию на предприятиях мукомольной и хлебопекарной отраслей источников для поддержания производств на современном техническом и технологическом уровнях, обратиться в Правительство РФ о введении в стране субсидирования малоимущих слоев населения на приобретение хлеба и хлебобулочных изделий.
2. рекомендует:
2.1. Правлению Союза:
а) активизировать работу по увеличению численности членов Союза, обратив особое внимание на принятие в Союз вновь образуемых предприятий, а также производств небольшой мощности, обеспечивающих выпуск безопасной и качественной продукции;
б) обеспечить максимальное полное взимание членских взносов в соответствие с
требованиями Устава и Положения об уплате взносов;
в) расширить работу в области международного сотрудничества, осуществлять изучение зарубежного опыта работы мукомольных предприятий и их объединений для использования полезной практики в деятельности Союза и предприятий отрасли;
2.2. руководителям предприятий и организаций отрасли обеспечить выполнение уставных требований НО «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий», а также решений Съезда и Правления Союза.
|