Российский союз мукомольных и крупяных предприятий
Общая информация
Союз в регионах
Приоритетные направления деятельности
Работы по повышению качества продукции
Орган по сертификации
Информационное обеспечение
Наградная деятельность
Фонд им. В.И. Ефремова
Модернизация и техническое перевооружение
Контакты
Программа развития мукомольно-крупяной промышленности на 2012-2020 года
Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 годы
Карьера
Обратная связь
НОВОСТИ

[ 11.10.2021 ]


РЕЗОЛЮЦИЯ XIХ  Бизнес-конференции «Мельница 2021»

Обсудив ситуацию, сложившуюся в мукомольно-крупяной отрасли, участники XIХ  Бизнес-конференции «Мельница 2021», отмечают, что индустриальные предприятия отрасли в условиях продолжающейся пандемии, падения курса отечественной валюты,  и вызванным этим ухудшением экономической ситуации в стране, смогли обеспечить бесперебойную поставку потребителям безопасной и качественной мукомольно-крупяной продукции в требуемых количествах по ценам, отстающим по динамике от цен на зерновое сырье и услуг естественных монополий.

Индустриальные мукомольно-крупяных предприятия, несмотря на продолжающийся системный кризис в мукомолье, серьезно обострившийся в период вынужденного проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий, смогли сохранить производственный персонал, эффективно использовать современное оборудование и передовые технологии, увеличить выход готовой продукции из единицы перерабатываемого сырья, обеспечить производство высококачественной безопасной  продукции в возросших количествах.

Особое внимание участников Конференции вызвали вопросы модернизации предприятий отрасли, пути повышения их финансовой устойчивости, прогнозы развития рынков зерна, муки и крупы с учётом обеспечения продовольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала, инновационные разработки ученых отраслевой направленности, развития отечественного отраслевого машиностроения в условиях импортозамещения, технического регулирования в сфере контроля качества и безопасности зерна, муки и крупы.

Участники конференции с удовлетворением отметили положительные изменения в отношении Минсельхоза РФ к проблемам мукомольной отрасли. Так, принятое Минсельхозом решение позволило предприятиям отрасли стать получателями субсидий на возмещение части затрат при производстве пшеничной муки и минимизировать убытки первого квартала 2021 года.

Проведенные в рамках XIХ  Бизнес-конференции «Мельница 2021» конкурс «Лучшая мельница России» подтвердил высокую репутацию индустриальных  предприятий отрасли. Закономерно при этом, что все участники конкурса прошли сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.

Вместе с тем участники  XIХ  Бизнес-конференции «Мельница 2021» отмечают, что в прошедшем году переработчики столкнулись с новыми проявлениями системного кризиса, которые обострили нерешенные  проблемы отрасли - усилился дисбаланс (отставание) уровня цен на муку от уровня цен на зерно, устойчивый рост затрат на производство у индустриальных предприятий и, как следствие, нарастающее снижение конкурентоспособности с продукцией «серого» сектора экономики, в результате чего происходит утрата возможности устойчивого развития и модернизации отрасли.

1.               Ключевыми вопросами становятся отсутствие реальной бюджетной поддержки индустриального мукомолья и приоритетов развития отрасли, эффективного государственного регулирования перерабатывающего сектора и избирательный характер  мер контроля и надзора, который охватывает исключительно индустриальный сектор отрасли, оставляя бесконтрольными кустарные мельницы небольшой мощности, продукция которых составляет около 40% рынка муки России.

2.               В связи с системной убыточностью резко сократилось количество мельниц ржаного помола. В качестве локальной меры необходимо  введение субсидирования производства ржаной муки.  Не решение указанной проблемы с высокой степенью вероятности уже в ближайшее время может привести к продолжению массового закрытия мельниц ржаного помола и, как следствие, к неконтролируемому росту цен на ржаную муку и хлебную продукцию. Ржаной хлеб занимает порядка 10% в общем количестве печеного хлеба, является наиболее дешевым видом хлеба и потребляется значительной частью населения России.

3.   Действующая система оценки качества урожая не нацеливает на производство сильной и ценной пшеницы. Несмотря на высокие урожаи последних лет и повышение качества мягкой пшеницы, положение с обеспечением мукомольных предприятий ценной и сильной, а также твердой пшеницей не в полной мере отвечает потребностям отрасли. Пшеницы 1 класса в стране по-прежнему практически не производится, а объемы производства пшеницы 2 класса находятся на уровне статистической погрешности, что не позволяет в значительных объемах использовать пшеницу 4 класса для  формирования помольных партий. В текущем сельскохозяйственном году, как и в последние годы, мукомольные предприятия столкнутся с недостатком  ржи мукомольных кондиций (1 и 2 классов).

4.  По-прежнему не улучшена государственная система учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции, не разрабатываются достоверные балансы зерна и продуктов его переработки. Вследствие самоустранения контролирующих органов,  рынок муки на 35-40% заполнен не учитываемой органами статистики, как правило, низкокачественной и небезопасной продукцией, вырабатываемой кустарными мукомольными производствами и реализуемой по демпинговым ценам. Создание и эксплуатация этих производств никем не регулируется и не контролируется, что ведет к недобросовестной конкуренции, общему ухудшению качества производимой продукции, нерациональному использованию зерна, закрытию высокотехнологичных индустриальных мельниц.

Введение органами госуправления Федеральной Государственной информационной системы (ФГИС) прослеживаемости  зерна и продуктов его переработки, которая на высоком, информационно-интегральном уровне могла бы контролировать движение зерна на всех этапах его переработки и выдавать потребителям полную характеристику продукта, призвана решить эту проблему.

Однако, перспективность внедряемой вызывает обоснованные сомнения, так как предлагаемый ФГИС механизм на практике в настоящее время сложно осуществить.

5.  Предприятия отрасли располагают производственными мощностями для поставок мукомольно-крупяной продукции на экспорт в объёме более 3 млн тонн в год, однако из-за отсутствия государственной поддержки, сопоставимой с поддержкой экспорта муки в Турции, фактический экспорт в последние годы не наращивается. Как и ранее, общий экспорт муки, не превышавший в предыдущие годы 200 тыс. тонн в год, а в 2020-2021 зерновом году еще более сократился. Минсельхоз РФ практически утратил интерес к развитию экспорта муки, о чем свидетельствует отсутствие задачи наращивания экспорта муки в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 года.

6. По-прежнему не улучшена государственная система учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции, в открытых источниках не публикуются официальные достоверные балансы зерна и продуктов его переработки. Отсутствие достоверных данных не позволяет принимать правильные управленческие решения, что не только приводит к серьёзным финансовым потерям, но и не дает возможности разработки объективных целевых задач развития отечественного мукомолья в рамках Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2030 года, так как построена на изначально неверных исходных данных.

7. В стране, в отличие от других стран ЕврАзЭС отсутствует государственная программа по витаминизации муки, что приводит к недополучению населением необходимых витаминов и микроэлементов. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утвержденным приказом Минздрава РФ от 19 августа 2016 года № 614, в соответствии с которыми объём потребления муки пшеничной, обогащенной микронутриентами, должен составлять 30 - 40 кг в год на человека.

 8. В целях систематизации работы предприятий отрасли хлебопродуктов по обеспечению сохранности, послеуборочной обработки, хранению и переработки зерна, необходимо осуществить работу по актуализации, стандартизации и утверждению на федеральном уровне основополагающих отраслевых документов: «Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы», «Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях», «Правил организации и ведения технологического процесса на мукомольных заводах», «Правила организации и ведения технологического процесса на крупяных предприятиях», «Инструкции по сушке продовольственного, кормового зерна, маслосемян и эксплуатации зерносушилок», «Инструкции по очистке и выделению мелкой фракции зерна, эксплуатации зерноочистительных машин на элеваторах и хлебоприемных предприятиях.

Участники XIХ  Бизнес-конференции «Мельница 2021», обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка мукомольно-крупяного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития и укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.

 

 


Назад


НОВОСТИ

[ 02.10.2023 ]

Публикуем комментарий к интервью президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий И.Н. Свириденко на брифинге 29 сентября 2023 года

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Владимировичу Мишустину

подробнее »

[ 05.10.2022 ]

Публикуем письмо, направленное Министру сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Патрушеву

подробнее »


Все новости »

Создание сайта Wilmark Design